Накануне запуска спутника «Томск-ТПУ-120» в открытый космос студенческий центр управления полетами связался с МКС

19.08.2017, 4:13      Новости Томска

Студенческий центр управления полетами (ЦУП) Томского политехнического университета вышел на связь с Международной космической станцией в преддверии запуска на орбиту Земли спутника «Томск-ТПУ-120» — первого российского космического аппарата, созданного с использованием 3D-технологий и уникальных материалов. Как сообщили в ЦУПе ТПУ, сеанс связи с МКС прошел в ходе технической подготовки аппаратуры центра для приема сигнала, который начнет поступать со спутника «Томск-ТПУ-120» после его выхода в открытый космос.

Запуск спутника «Томск-ТПУ-120» в открытый космос состоится сегодня, 17 августа. По информации Роскосмоса , начало выхода запланировано на 17:45 по московскому времени, завершение выхода — 23:50.

После запуска в открытый космос спутник будет находиться на орбите от четырех до шести месяцев, передавая на Землю голосовые сообщения — послание народам Земли, записанное студентами ТПУ на одиннадцати языках мира: русском, татарском, казахском, английском, немецким, французском, испанском, португальском, китайском, арабском, хинди.

Кроме этого, спутник будет передавать телеметрию — информацию о параметрах работы его систем. Отметим, что корпус «Томск-ТПУ-120» выполнен из материалов, разработанных для использования в экстремальных условиях космоса.

«В преддверии запуска спутника наши молодые специалисты провели подготовку и проверку техники. Проверили, как работают антенны, системы слежения, как проходит сигнал. В том числе наблюдали за МКС и попробовали выйти на связь с ее экипажем, — рассказывает Алексей Голиков , заведующий лабораторией кафедры точного приборостроения ИНК. —

Связь с Международной космической станцией прошла успешно. С нами пообщался Сергей Рязанский. Космонавт подтвердил, что спутник «Томск-ТПУ-120» готов к выходу в открытый космос».

Напомним, спутник «Томск-ТПУ-120» — это первый российский космический аппарат, созданный с использованием 3D-технологий и уникальных материалов. Он относится к классу «наноспутников», имеет размеры 30 на 11 и 11 сантиметров и массу 3,763 кг. Аппарат разработан в рамках космического эксперимента «РадиоСкаф» в научно-образовательном центре «Современные производственные технологии» ТПУ совместно с Ракетно-космической корпорацией «Энергия» и Институтом физики прочности материаловедения СО РАН. Спутник был отправлен на МКС 31 марта 2016 года на борту транспортного грузового корабля «Прогресс МС-02» с космодрома Байконур, и его запуск был приурочен к празднованию 120-летия Томского политеха.

Добавим, студенческий центр управления полетами действует в Томском политехе на базе кафедры точного приборостроения с 2015 года. Здесь занимаются студенты.Оборудование в ЦУПе позволяет им принимать сигналы с МКС, со спутников, получать с них телеметрию — информацию о параметрах работы систем. У политехников есть свой позывной — R9HP, где R означает Россию, 9H — Томскую область, P — университет.

В мае 2016 года, когда Томский политех праздновал свое 120-летие, в ЦУПе уже получали сигналы со спутника «Томск-ТПУ-120», находящегося на МКС. Спутник передвал поздравление для политехников, записанное иностранными студентами на 11 языках мира. А 7 декабря из ЦУПа студенты вместе с действующим российским космонавтом Александром Мисуркиным вышли на связь с экипажем МКС и задали несколько вопросов космонавтам.

Справка:

В январе этого года в Научно-исследовательском испытательном центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина (ЦПК), который находится в Звездном городке Московской области, для российских космонавтов прошла тренировка — они отработали запуск спутника «Томск-ТПУ-120» в космос на тренажере «Выход-2». Процесс расчехления, включения и запуска спутника в соответствии с разработанной циклограммой — четким расписанием команд для запуска аппарата — были выполнены успешно. Также космонавты отработали предварительные операции — фиксацию и страховку спутника. В июле этого года на МКС были проведены подготовительные работы к запуску спутника «Томск-ТПУ-120» в открытый космос. Экипаж российского сегмента Международной космической станции (МКС) проверил работоспособность спутника и зарядку его аккумуляторных батарей от бортовой аппаратуры станции.

Источник: news.tpu.ru