Палеонтологи ТГУ открыли новое местонахождение динозавров и мамонтов

09.08.2017, 8:59      Новости Томска

Во время экспедиции в Ачинском районе Красноярского края группа исследователей под руководством заведующего лабораторией континентальных экосистем мезозоя и кайнозоя ТГУ Сергея Лещинского обнаружила неизвестное ранее местонахождение динозавровой и мамонтовой фауны. В разрезе Большой Илек найдены остатки динозавров, а над ними – горизонт с костями мамонтов.

Автор: предоставлено пресс-службой ТГУ

Главной задачей поездки был не поиск ископаемых организмов, а детальное стратиграфическое описание всей толщи разреза, но в процессе геологических исследований ученым удалось обнаружить остатки крупных травоядных (предположительно, зауроподов и стегозавров) и хищных динозавров. В «мамонтовом уровне» найдены кости мамонтов, носорогов и хищников.

«Относительно остатков мамонтовой фауны интересно отметить, что это в основном фрагменты, хотя их условия залегания субаэральные – то есть они захоронены не в воде, а на земной поверхности. Как правило, кости в таких случаях находят выветренными, но относительно целыми, а тут практически все сломаны, – рассказывает Сергей Лещинский. – Погрызов хищников на них мы не нашли, поэтому, возможно, здесь «поработал» и древний человек».

Автор: предоставлено пресс-службой ТГУ

Начальник экспедиции отмечает, что исследовать обнажение было очень сложно. Разрез высотой от 40 до 60 метров на одних участках сильно зарос растительностью, а на других представляет собой отвесные обрушивающиеся стены, в результате участникам экспедиции приходилось много копать и одновременно использовать альпинистское снаряжение.

«До настоящего времени этот очень крупный разрез в мезозойской части палеонтологически был почти «немой», то есть в древних отложениях встречалась только редкая пыльца вымерших растений, – продолжает ученый. – Хотя местные жители иногда находили в осыпях обломки крупных костей и зубов, они принадлежат мамонтам и происходят из относительно молодых осадков плейстоцена, вероятно, не древнее 30 тысяч лет. Теперь мезозойская часть разреза имеет палеонтологическое обоснование своего возраста раннего мела (вероятно, 120–100 млн лет назад), что очень важно для палеонтологии и стратиграфии. Изучая эти остатки, мы можем уточнить возраст отложений».

По своей структуре новое местонахождение напоминает Шестаковский Яр в Кемеровской области, где находится одно из самых крупных скоплений динозавровой и мамонтовой фауны в России. Сергей Лещинский рассказывает, что эти два разреза очень близки по геологическому строению, и единственное, чего пока не нашли в Большом Илеке, – это артефакты палеолита (древнекаменного века человечества). Ученые ТГУ планируют продолжить исследование уникального разреза в Красноярском крае.

Источник: tv2.today